Авторские направления

Судьбология

Определение термина

Судьбологией мы называем далее направление исследований изучающее:

– Жизненные сценарии человека,

– Возможности и методы прогноза жизненного сценария человека,

– Возможности изменения жизненного сценария человека при наличии прогноза этого сценария.

Примечание: очень конечно хотелось бы сказать, что судьбология – наука…но рано еще!

Обсуждение определения термина «судьбология»

Почему для определенного выше направления исследований нужен какой-то новый термин?

Ведь если речь идет о мистике и оккультизме, то там все термины уже расставлены: астрология, физиогномика, хиромантия, на худой конец, мантика, как объединение всех этих дисциплин.

А если речь идет о науке, то чем плоха идея рассматривать все указанные выше вопросы в рамках психологии?

Бритва Оккама: «не вводите сущностей сверх необходимого»!

Истоки судьбологии лежали не в оккультизме, и не в психологии, а в медицине

Первоначально направление судьбологии зародилось не в психологии, и не в оккультизме, а в медицине, в рамках ВРТ-БРТ, в связи с необходимостью отдаленного прогноза результата терапии.

Совершенно очевидно, что любая терапия как-то изменяет прогноз заболевания, которое лечат (хотя бы никак, если это неудачное плацебо!)

В результате наблюдений было, однако, обнаружено, что в процессе терапии меняется не только клиническое состояние пациентов.

Представление о жизненных сценариях

Судя по описаниям самих пациентов в процессе терапии изменялись их жизненные сценарии, то есть устойчиво воспроизводящиеся цепочки причинно-следственных переходов в их жизни, принимаемые ими «как данность».

Скажем классическая цепочка: «что ни делаю – все в руках горит», цепочка постоянных неудач по работе, цепочка романов или браков с неудачным исходом, и так далее.

Самый простой «жизненный сценарий» – хроническое заболевание

Самым «доказанным» вариантом устойчиво воспроизводящегося сценария жизни пациента является хроническое заболевание у него.

Действительно, воспроизводящаяся цепочка событий тут очевидна:

– я имею болезнь, она меня беспокоит.

– я лечу болезнь, она затихает.

– стоит мне прекратить лечение и болезнь «возвращается» снова.

– и так продолжается всю жизнь.

Первые идеи и задачи судьбологии

Первыми «судьбологическими» идеями были именно идеи избавления пациентов от заболеваний подобных полинозологическим, основанных на порочном круге деятельности организма пациента. Этот круг задач включая в частности различные зависимости и устойчивые изменения поведения:

– Табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости;

– Нецелесообразные программы поведения, связанные, например, с ранними или даже перинатальными травмами.

Именно такой круг задач описал как первичные задачи судьбологии профессор А.П. Дубров, ознакомившись с первыми результатами исследования.

Судьбология и хроносемантика

Соответственно, первым инструментом, использованным для решения задач судьбологии, была хроносемантика метод терапии, основанный на использовании так называемых мантических биологически активных точек. Этот метод разработан и используется преимущественно для терапии хронических заболеваний.

Уже этот подход к задачам судьбологии требовал и требует научного обоснования – ведь на сегодняшний день хроносемантика не является общепризнанным научным направлением.

И что же получилось

Этот этап исследований характеризовался большим количеством восторженных сообщений, но малым выходом научных публикаций. Тем не менее, сформировался ряд важных понятий, таких как КМХ, маркер цели (МЦ) и подобных, без которых нельзя было переходить к следующим этапам.

Существует единственная научная публикация подводящая итоги исследований этого этапа:

Т.В. Акаева, К.Н. Мхитарян. Хроносемантика как метод терапии хронических полинозологических заболеваний.// Сб. Научных трудов -Международный форум «Интегративная медицина-2009», , г.Москва, 5-7 июня 2009 г. М.: изд-во Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития, 2009, с. 39-42.

Второй этап развития судьбологии

Второй этап развития судьбологии начался в 2004-м году в связи с появлением принципиально новых терапевтических препаратов – системных духовных адаптантов, или управляющих сигналов религиозных святынь (на эту работу было получено благословение РПЦ).

Работа была проведена творческим коллективом в составе А.Е. Кудаева, К.Н. Мхитаряна и Н.К. Ходаревой.

СДА – первые судьбологические препараты

Исследования СДА показали, что человек каким-то, на сегодняшний день непонятным, способом в состоянии воспринимать информационный образ, «запечатленный» на записях СДА.

В отличии от гомеопатических препаратов этот образ воспринимается им целостно, подобно тому, как воспринимает исходный образ сознание, но на более низком уровне восприятия, непосредственно связанном с физиологией и адаптивным реагированием его организма.

Гипотеза о действии судьбологических препаратов

Судьбологические препараты – в данном случае СДА – являются как бы указателями того, что организм столкнется с задачей, символически изображаемой исходником, с которого списан исходный препарат.

Соответственно, соприкоснувшись с этим препаратом организм реагирует так, как если бы ему нужно было бы подготовиться к решению этой задачи, перестраивая заблаговременно свою физиологию, и даже развивая некоторые новые, «подходящие к случаю» способности.

От судьбологических препаратов к моделям судьбологии

СДА эффективно работали с пациентами и возникла необходимость создать модели и концепцию экспериментов, в рамках которых можно было бы изучать не только изменения состояния здоровья, но и изменения жизненного сценария пациента.

Эта работа была сделана совместно с психологом Юлией Стороженко. Базовая публикация на эту тему:

Ю.А. Стороженко, К.Н. Мхитарян. Модели и эксперименты в судьбологии.//Тезисы и доклады 13-ой международной конференции «Теоретические и клинические аспекты применения биорезонансной и мультирезонансной терапии», Часть 2, М.: «ИМЕДИС», 2007,- сс. 15-23.

Две модели судьбологии

В приведенной работе высказывалась концепция двух моделей судьбологии: малой и большой.

В соответствии с малой моделью судьбологии окружающая действительность безразлична к индивидууму, однако обладает собственными индивидуальными свойствами. Успеха достигает тот индивид, которому удается наиболее адекватно приспособиться к индивидуальным особенностям окружающей действительности (в наших условиях – обычно человеческой)

Малая модель судьбологии

Адекватному приспособлению к свойствам окружающей действительности могут помешать различные патологические образования в психике или физиологии индивида.

Их можно условно разбить на два подкласса: паразитные блоки (например, сознательные или бессознательные установки) мешающие осуществлению необходимой деятельности, или провоцирующие неадекватную деятельность, и паразитные лакуны, – отсутствие необходимых программ деятельности, т.е. необходимых способностей, обладающие, по сути, такими же проявлениями, но компенсаторными.

Примеры реализаций малой модели судьбологии

Примерами психологических теорий, реализующих малую модель судьбологии, являются концепция бессознательного Зигмунта Фрейда, судьбоанализ Леопольда Сонди (Зонди) и, отчасти, акмеология и теория энграмм Рона Лафайета Хаббарта.

Примерами медицинских теорий, реализующих малую модель судьбологии, являются, по сути, все конституциональные модели медицины: от теории четырех гуморов Гиппократа, средневековой медицинской астрологии и конституциональной гомеопатии, до современных теорий генетической или эпигенетической предрасположенности к заболеваниям.

Большая модель судьбологии

Большая модель судьбологии основана на принципиально отличном (от используемой в малой модели) предположении о том, что окружающая действительность активно взаимодействует с индивидом, поддерживая одни его замыслы и противореча другим. Это отношение окружающей действительности к индивиду называется «интенцией».

При этом возможен, в том или ином объеме, «диалог» индивида с окружающей действительностью: при определенных условиях ее отношение к индивиду и его действиям может быть изменено.

Эта модель противоречит современной научной психологической парадигме, предполагающей невозможность общения индивида с окружающей действительностью, кроме как через физическое действие.

Реализации большой модели судьбологии

В психологии большая модель судьбологии реализована, прежде всего, в работах Карла Юнга (юнгианская версия психоанализа), в которых активно используется принцип синхронизма: внешние обстоятельства синхронизируются с внутренним миром индивида, позволяя или запрещая ему реализовывать психические импульсы.

В медицине большая модель судьбологии, на сегодня, не имеет полных или общепризнанных реализаций, поскольку отсутствуют медицинские модели, учитывающие кроме внутреннего состояния пациента еще и его состояние во внешней среде.

От двух моделей судьбологии к методологии судьбологического эксперимента

Из существования двух моделей судьбологии вытекает существование двух типов экспериментов, обьективизирующих ее феномены.

Малая модель судьбологии предполагает:

– во-первых, возможность отследить взаимосвязь между значениями определенных психологических характеристик индивида и его судьбой.

– во-вторых, возможность изменить эти характеристики в рамках специальным образом подобранных воздействий на этого индивида, получив на выходе желаемое изменение его судьбы.

Наиболее подходящими для использования в малой модели судьбологии представляются психологические характеристики индивида, описывающие бессознательную направленность его действий (например, тест Л. Зонди или тест В. Джоса), либо его способности (от тестов на IQ или интуицию, до тестов на знание иностранных языков и математики).

При этом связь исследуемых психологических характеристик индивида и сценария его жизни по возможности уже должна быть обоснована в рамках традиционного психологического исследования (например, это так для теста Л. Зонди)

Методологии судьбологического эксперимента: большая модель судьбологии

В случае большой модели судьбологии ситуация существенно усложняется, поскольку современной науке неизвестны способы описания взаимодействия индивида с «неравнодушной» к нему, по сути дела, наделенной каким-то непонятным «интеллектом», природой. Современная научная парадигма как раз предполагает, что «с точностью до наоборот» – природа, или окружающая действительность, в своей основе, полностью лишена не только какого-либо «интеллекта», но и вообще каких-либо отличных от физических контуров саморегуляции.

Ординарные и экстраординарные способности индивида

Оказалось, однако, что эту методологическую трудность в определенном смысле можно «обойти», если ввести новые, но уже согласованные с современной научной парадигмой понятия «ординарных» и «экстраординарных» способностей индивида.

Под ординарными способностями индивида мы понимаем его обыкновенные способности, при проявлении которых взаимодействие индивида с окружающей действительностью происходит посредством обычных его органов чувств и физических его движений, то есть это «обычные», привычные нам способности.

Под «экстраординарными» способностями индивида понимаются его способности управлять или предугадывать исходы случайных процессов, обуславливающими успешность тех или иных форм его деятельности. Грубо говоря, это либо «удачливость», либо «интуитивная прозорливость» индивида, в какой-либо сфере жизни, позволяющие ему достичь в этой сфере успехов существенно больших, нежели другие индивиды, подобной «прозорливостью» или «удачливостью» не отличающиеся.

Двойственность природы экстраординарных способностей

Экстраординарные способности индивида обладают двойственностью интерпретации.

С одной стороны, их можно рассматривать (если они проявляются) как своеобразную разновидность парапсихологических способностей, которую можно изучать в рамках существующей научной парадигмы (концепция А.Г. Ли)

С другой стороны, они могут рассматриваться как проявления способности индивида находиться в «гармонии» с некоей надсистемой, неизвестной природы, включенной в окружающую действительность.

Экстраординарные способности управления случайными процессами и предугадывания их исходов

Базовой группой экстраординарных способностей, используемой в судьбологии стала группа способностей управления случайными процессами и предугадывания их исходов.

Группа способностей (а не одна способность) возникает здесь в силу того, что возможно управление, вообще говоря, различными случайными процессами, и, что главное, оно может быть осущесвляемо с различными целевыми установками.

Методология судьбологического эксперимента, основанная на экстраординарных способностях

Методология судьбологического эксперимента, основанная на измерении экстраординарных способностей проста:

  • вначале тестируется исходный уровень экстраординарных способностей индивида(ЭСИ).
  • Затем производится судьбологическое воздействие – в данном случае либо с помощью психологических методов, либо с помощью ВРТ-БРТ.
  • Затем вновь тестируется уровень ЭСИ. Достоверное изменение этого уровня свидетельствует об эффективности судьбологического воздействия.

Первые эксперименты – судьбологические изменения можно увидеть объективно

Творческим коллективом в составе А.Е. Кудаева, К.Н. Мхитаряна, Н.К. Ходаревой, В.В. Винокурова и С.В. Кругловой в МЦИТ «Артемида» были поставлены первые эксперименты, объективизирующие судьбологическое воздействие, возникающее в результате ВРТ-БРТ терапии.

Наблюдаемыми, с помощью которых отслеживалось судьбологическое воздействие были ординарные и экстраординарные способности пациента.

В экспериментах С.В. Кругловой отслеживалось также изменение способностей пациентов к обучению.

Активная и пассивная удачливость, модели способностей

  • Активная удачливость была определена как способность управлять исходом текущего случайного процесса, с целью получения желаемого результата. В качестве модели активной удачливости была выбрана способность управлять случайным процессом выбрасывания кубиков из рожка.
  • Пассивная удачливость была определена как способность предугадывать исход случайного процесса (умение оказаться в нужном месте в нужное время). В качестве модели пассивной удачливости была выбрана способность угадывать числа на перевернутых карточках с одинаковой рубашкой.

Направленности активной и пассивной удачливости

Направленности – то есть цели, к достижению которой прилагается активная и пассивная удачливости, моделировались условием постоянного повторения слова, эту цель моделирующего, в процессе проведения эксперимента.

Например, если речь шла о зарабатывании денег, то исследуемый в процессе тестирования повторял слово «Деньги», если о браке (его создании или удержании), слово «Семья» и так далее. Если активная и пассивная удачливость измерялись безотностительно направленности, тестирование происходило молча.

Результаты экспериментов

Проведенные эксперименты позволили в значительной мере объективизировать достаточно неопределенные представления о судьбе как «устойчивом жизненном сценарии» человека.

Эксперименты показали, что понятие судьбы человека, понимаемое, как его успешность в тех или иных областях жизни, помимо начальных условий и психологических характеристик (характер и способности) , опирается на новые, не изученные на сегодня в психологии или физиологии характеристики, такие, как пассивная и активная удачливости.

При этом показатели как активной так и пассивной удачливости статистически достоверно меняются после проведения курса ВРТ-БРТ терапии.

Более того, подбирая подходящие информационные препараты удается изменить показатели удачливости пациента в сторону заранее заданной направленности: денег, семьи, здоровья, и тому подобных.

Зарегистрированные изменения активной и пассивной удачливости, напрямую связаны с возникновением в уме пациента определенных образов, имеющих ментальную, эмоциональную и волевую составляющие.

Эксперименты по изменению ординарных способностей

На протяжении 2008-2015-го годов эксперименты по изменению экстраординарных способностей пациента были дополнены исследованиями С.В. Кругловой и В.В. Винокурова по изменению ординарных способностей пациента в процессе ВРТ-БРТ-терапии.

Было показано, что синхронно с экстраординарными меняются также способности молодых пациентов к обучению и направленности жизненных векторов по Л.Зонди.

Судьбологические образы

Во всех исследованиях отмечалась синхронизация:

  • Использования определенных ВРТ-указателей и информационных препаратов – в «сленге» они были названы судьбологическими.
  • Проявления у пациентов описанных выше образов сознания, включающих в себя ментальную, эмоциональную и волевую составляющие, причем каждый такой образ сознания оказывался однозначно связанным с определенным судьбологическим препаратом.
  • Изменение ординарных и экстраординарных судьбологических способностей.

От судьбологических тестов к образам восприятия

Благодаря этой синхронизации удалось достаточно подробно описать группу новых информационных препаратов , используемых в ВРТ-БРТ.

Однако, главный результат совокупности проведенных исследований состоял в том, что стало понятно, что с помощью информационных препаратов в психику пациента может быть заложен определенный образ сознания, который может быть охарактеризован как образ восприятия и действия. То есть, образ решения задачи самоосуществления.

Судьбология как исследование образов сознания

Начиная с 2008-2010 годов наблюдается выраженный сдвиг интересов исследователей судьбологии: с разработки инструментов и изучения возможностей исследования феномена «устойчивого жизненного сценария», к разработке достаточно обширного атласа образов восприятия и методов производства таких образов.

Это и неудивительно: после того, как (несомненно пилотные) эксперименты показали возможность наблюдения и изменения, в том или ином виде, «устойчивых жизненных сценариев» хотелось (и хочется) накопить достаточное количество эффективных образов – ключей для этого.

Психологическая судьбология

Одна из идей «новой» судьбологии, – производство образов сознания с помощью психологии.

По сути дела речь идет о попытке (именно о попытке!) фиксации знаменитой «мыслеформы», в течении двух веков муссировавшейся оккультистами.

Пилотные эксперименты в этом направлении показывают, что «различные» с субъективной точки зрения мыслеобразы действительно дают объективно различные результаты судьбологических измерений.

Психологическая судьбология и «Школа судьбологии»

Одним из «ответвлений» психологической судьбологии стала собственно «Школа судьбологии».

В рамках взгляда, который мы сейчас излагаем, ее можно рассматривать как исследовательскую группу, изучающую:

Во-первых возможности наблюдения «устойчивого жизненного сценария», не связанные с ВРТ-БРТ.

Во-вторых, образы осознания, связанные с этими сценариями.

Судьбология в контексте ВРТ-БРТ

В рамках ВРТ-БРТ судьбологию следует, безусловно, рассматривать как перспективное паранаучное направление, в котором:

– с одной стороны сделана попытка расширить медицинское понимание судьбы пациента, формализовав такие понятия, как «устойчивый жизненный сценарий», «удачливость» и «неудачливость» и тому подобные.

– с другой стороны сделана попытка, напротив, формализовать некоторые оккультные понятия, переведя их отчасти в понятия психологии, отчасти в   понятия парапсихологического (но уже не оккультного) ряда.

Судьбология в рамках информационной медицины

С точки зрения информационной медицины в целом, судьбология представляет собой научное (не паранаучное!) направление, пограничное между собственно медициной и психологией решающее, преимущественно, акмеологические задачи. Развитие этого направления расширяет область применимости информационной медицины и повышает ее экологичность – отсутствие отдаленных негативных последствий при ее применении.

При этом изучение парапсихологических феноменов, таких как экстраординарные способности, в рамках судьбологии может рассматриваться как интересный, но не основной ее компонент. Гораздо более важным представляется, например, изучение связей между судьбологией и судьбоанализом Зонди.

Судьбология с точки зрения современной научной парадигмы

Наконец, с точки зрения современной научной парадигмы судьбология представляет собой попытку выйти за ее пределы, сохранив, однако, научный метод исследования.

Следует отметить, что современная научная парадигма дает слишком нечеткие и противоречивые ответы относительно соотношения между сознанием и физической реальностью, что бы ее (эту парадигму) имело смысл сохранить. Напротив, именно в этой области, с нашей точки зрения, необходимо ее радикальное развитие.

Поделитесь этой новостью: